https://kickany.ru/index.php/dostoprim/monastyr/istoriya-monastyrya#sigProIdfadb5d8d6b
Ново-Нямецкий монастырь является преемником традиций Нямецкой Лавры, находившейся на территории Молдовы (современной Румынии). Большое место в истории Нямецкой Лавры занимала жизнь и деяния ее незабвенного игумена преподобного Паисия. Этот удивительный святой возродил духовное старчество на земле молдавской, установил в Нямецком монастыре устав и чин общежительной жизни, "верных на учил" непрестанной Иисусовой молитве.
Нямецкая Лавра, будучи большим религиозно-нравственным и просветительским центром своей страны, обладала огромными богатствами: имениями, угодьями, скотом и прочим имуществом - не только в Молдове, но и в Бессарабии. Многих тайно привлекало это богатство.
Так, правительство Александра Кузы приняло решение о подчинении Молдавской Православной Церкви государственному аппарату. Монастыри, в том числе и Нямецкая Лавра, были ограблены по "Закону о секуляризации монастырского имущества". В самой Лавре был нарушен устав преподобного Паисия Нямецкого. Постоянные гонения привели к тому, что иноки стали тайно покидать обитель и селились на территории Бессарабии, входящей с 1812 года в состав Российской империи. Таким образом, в конце 5О-х гг. XIX столетия разразившаяся гроза гонений и привела к основанию Ново-Нямецкого монастыря.
Имениями Нямецкой Лавры на территории Бессарабии управлял особый уполномоченный Лавры - иеромонах Феофан (Кристя), "муж образованный и преисполненный ревности в Боге и любви к людям...".
Отец Феофан очень огорчился, узнав об ограблении Лавры и притеснениях в монастыре. Он немедленно подал прошение архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Антонию, затем Святейшему Синоду Русской Православной Церкви и даже самому императору Александру II об устроении нового монастыря на вотчинах Нямецкой Лавры.
В это же время иеромонах Феофан переписывался с духовником Лавры иеросхимонахом Андроником, бежавшим из обители и тайно прибывшим в Бессарабию. Они оба ревностно защищали устав преподобного Паисия, будучи учениками учеников преподобного, сами возросли и окрепли у кладезя паисианских творений. Именно эти два достойных мужа стояли у истоков основания Ново-Нямецкого монастыря.
Румынское правительство всячески чинило препятствия основанию новой обители. Великие испытания и бедствия претерпели ново-нямецкие иноки. И все же с Божией помощью осуществили святое дело. Высочайшее разрешение на устройство монастыря последовало 13 (26) января 1864 года. Эту дату должно считать основанием Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря.
Итак, на землях, подаренных Нямецкой Лавре еще в 1429 году господарем Александру чел Бун, в имении Кицканы началось устроение нового мужского монастыря, в котором действовал устав преподобного Паисия Нямецкого.
Оценив труды и заслуги иеромонаха Феофана, братия избрала его игуменом Ново-Нямецкого монастыря (1864-1883).
Из Румынии был привезен список с Нямецкой чудотворной иконы Божией Матери, а художник по металлу Феодор Верховцев изготовил оклад к иконе, поражающей красотою Лика и мастерской работой. Икона прославилась многими чудесами.
С первых дней существования Ново-Нямецкая обитель находилась в дружеских отношениях со многими представителями Поместных Церквей и со старцами Святой горы Афон. В 1881 году Патриарх Константинопольский Иоаким III пожертвовал монастырю некоторые частички святых мощей. В 1866 году Патриарх Иерусалимский Кирилл подарил монастырю серебряный с позолотой крест с частицею от Животворящего Креста Господня, а также частицу святого камня от гроба Господа нашего Иисуса Христа, частицы святых мощей Святителя Модеста, патриарха Иерусалимского, и священномученика Харлампия.
Эти частички святых мощей вместе с другими легли в основание ковчега, изготовленного в 1882 году. Он выглядит как гроб, изготовленый из позолоченной бронзы. На углах крышки изображены херувимы, а в середине вычеканен крест. На гробнице написано: "Сия гробничка для святых мощей устроена в царствование Благочестивейшаго Государя Императора Александра III Александровича, при Высокопреосвященнейшем Павле, Архиепископе Кишиневском и Хотинском, при игумене Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря Феофане, с братиею, 28 марта 1882 года".
С внутренней стороны этой крышки, тоже бронзовой, позолоченной через огонь, очень изящно вычеканены образа тех святых, частички которых там покоятся. Мощи поставлены на кипарисовой доске, в серебряном окладе под стеклом с надписью имен святых. В центре между мощами находится тот самый крест с частичкой от Креста Господня и камень от Гроба Господня, подаренный Кириллом, Патриархом Иерусалимским. Крышка гробницы закрывается внутренним замком.
Игумен Феофан позаботился и о благоустройстве монастыря. Его стараниями был построен соборный храм в честь Вознесения Господня (1867-1878 гг.). В 1883 году авва Феофан отошел ко Господу, оставив своим преемником иеросхимонаха Андроника (1885-1893 гг.). При нем в обители появились новые постройки: трапезная, больница, библиотека.
В 1884 году в монастырской библиотеке находились 146 рукописей на молдавском и славянском языках и 2272 печатные книги на молдавском, русском, славянском и греческом языках. Схиархимандрит Андроник является автором более 6о книг. Самые ценные его труды - это "История Нямецкого и Секульского монастырей" и "История Ново-Нямецкого монастыря".
После смерти отца Андроника игуменом монастыря был избран иеромонах Герман (1893-1920) - благоукраситель Ново-Нямецкого монастыря. Его стараниями были построены Успенский храм (1902-1905 гг.) и красивейшая колокольня (1913-1914 гг.).
Не только постройками, храмами и богатством славился монастырь, но более своей немаловажной культурно-просветительской ролью. С 1990 года на территории обители действовал миссионерский центр по борьбе с ересями и расколами.
Монастырь переживал и трудные периоды. Например, 1940 год, когда территория Бессарабии оказалась в руках большевистской Советской власти, или годы Второй мировой войны и последующий советский период. В 1962 году обитель была закрыта, и в период закрытия монастырь сильно пострадал, был разрушен и расхищен.
Светлый день для Ново-Нямецкой обители настал в 1990 году, когда монастырь возобновил свою деятельность. Заботы по восстановлению, благоукрашению и устроению духовной жизни обители легли на плечи священноархимандрита монастыря епископа Бендерского Викентия, ныне митрополита Ташкенского, и наместника обители архимандрита Доримедонта.
За последующие годы была налажена церковная жизнь, отремонтированы храмы, колокольня и келии монастыря. Осуществлены и новые постройки. Вблизи обители возведена церковь в честь преподобного Паисия Нямецкого. Радует насельников обители не столько внешнее благолепие, сколько духовная жизнь монастыря. В 1993 году неподалеку от монастыря был основан скит в честь святых мучеников Викентия и Доримедонта.
С 1990 по 2001 гг. при монастыре действовала Кишиневская Духовная Семинария. Многие студенты духовной школы приняли священнический сан и ныне проходят свое пастырское служение на приходах Молдовы, Украины и Румынии.
В 1995 году при монастыре был открыт музей, расположенный в двух залах. В одном из них находятся иконы ХVIII-ХХ веков, кресты, монеты, сувениры и медальоны. А в другом зале - исторические фотографии от основания обители до наших дней, книги, облачения и предметы культа.
Господь явил Свою милость возвращением монастырю ковчега с частицами святых мощей и частицей Креста Господня, а также возвращением копии с иконы Ново-Нямецкой Божией Матери. В 1994 году в обитель передан посох преподобного Паисия. Эти и другие святыни бережно хранятся в стенах монастыря.
В 1995 году священноархимандритом монастыря стал митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир.
Стараниями архимандрита Доримедонта в 1997 году изготовлена рака, в которую положены многие частички святых мощей, в основном святых, подвизавшихся в Киево-Печерской Лавре.
Нынешним наместником монастыря является архимандрит Паисий (Чекан), который старается исполнять возложенные на него обязанности и заботится о вверенной ему святой обители.
В сентябре 2013 г. Ново-Нямецкую обитель посетил со святительским визитом Кирилл, святейший патриарх Московский и всея Руси. После молебна Его Святейшество в окружении братии монастыря благоволил принять из рук отца наместника архимандрита Паисия (Чекан) выполненный в стенах обители список иконы Ново-Нямецкой Божией Матери.